Перейти на версию для слабовидящих
Размер шрифта
A A A
Цветовая схема
a
a
a
Изображения
Развернуть панель
  • 8 496 538-28-38 538-27-71
  • МБДОУ детский сад № 6 "Родничок", Россия, г. Красноармейск, микрорайон Северный, дом 36 (корпус №1), улица Спортивная, дом 14 (корпус №2), индекс:141292
  • ukitcom
  • rodnichok-6@yandex.ru
Выступление на ГМО старших воспитателей 

Подготовка и разработка материалов по инновационным проектам ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?

автор и докладчик: Касприк О.В., заведующий 

Подготовка и разработка материалов по инновационным проектам. 

Слайд 1. Современные условия, в которых оказались все дошкольные образовательные организации в период внедрения ФГОС ДОО, диктуют нам новые требования, Слайд 2. предъявляемые всем участникам образовательного процесса. Поэтому мы должны искать новые пути для эффективного взаимодействия. А значит, использование в работе педагогов инновационных педагогических технологий, а особенно информационно-коммуникативных поможет им на образовательный процесс посмотреть по-новому. 

Слайд 3. Охваченные стремлением повышения качества образовательного процесса в ДОУ, мы проанализировали те трудности, с которыми мы сталкиваемся каждый день. В результате анализа выяснилось, что одной из глобальных проблем является недостаточное овладение педагогами информационными технологиями. Ведь сетевое взаимодействие в Интернете не гарантия успеха в профессиональной деятельности. Мы можем прекрасно общаться в сетях Интернет, но элементарной таблицы в документах сделать не можем! К тому же бесконечно осложняет работу рукописный текст мероприятий и планов работы. Трудности в создании элементарной презентации к мероприятию или к организованной образовательной деятельности ставят в тупик многих педагогов, даже самых опытных. Слабый уровень ИКТ-компетенций у педагогов не позволяет грамотно и четко показать в анализе динамику развития детей или освоения детьми образовательной программы, построить сравнительные графики, диаграммы и гистограммы развития интегративных качеств воспитанников и уровень развития дошкольников по образовательным областям. 

Данные проблемы подтолкнули нас к мысли, что нужно что-то менять. А значит, стали продумывать, КАК нам изменить создавшуюся ситуацию. 

Слайд 4. Мы считаем, что основными идеями развития ДОУ являются мысли, предложения о том, как реорганизовать деятельность дошкольного учреждения, как использовать реально существующие возможности для его обновления.Основания выбора идеи – те главные факторы, которые необходимо учитывать, чтобы идея была максимально полезной, обеспечивала развитие ДОУ в соответствии с современными требованиями и в оптимальные сроки. 

Выбор идеи предполагает обсуждение, продумывание стратегии её внедрения инициативной группой в составе руководителя организации и руководителей подразделений ДОУ, опытных, творческих воспитателей, специалистов, приглашенных научных работников. 

Слайд 5. Выбор названия проекта не случаен. «Дружим с ИКТ?» Перед нами стоит глобальная задача, которую нам предстоит решить в ходе реализации нашего проекта: все-таки дружит детский сад с ИКТ или нет. 

Инновационная деятельность. 

 Для нашего педагогического коллектива представляется интересной и новой идея создания внутри нашего детского сада образовательных курсов повышения ИКТ-грамотности в условиях внедрения ФГОС ДО. Каждый из нас «загорелся» идеей без отрыва от основной педагогической деятельности повысить свой профессиональный уровень, тем самым улучшить качество всего образовательного процесса, включая личную деятельность каждого педагога в нашей организации. Внедрение в образовательный процесс инновационной деятельности обуславливает ответы на три вопроса: ЧТО внедряем? КАК внедряем? И ЗАЧЕМ внедряем? Сегодня мы ответили вам только на два вопроса: ЧТО за проект? И ЗАЧЕМ это нам нужно? А вот КАК мы это делали: сможем вас познакомить после оценки экспертами нашего проекта. Тогда мы уже сможем представить свой опыт, зная, что движемся в правильном направлении. Отвечая на вопрос «КАК?», мы хотели бы обратить ваше внимание на методические рекомендации, которые легли в основу написания нашего проекта. Эти рекомендации были получены на областном семинаре. ЧТО нужно учесть при написании проекта? 

Слайд 6. Предлагаем вашему вниманию «Методические рекомендации» по созданию инновационного проекта на основе полученной информации на семинаре «РИП-2016» в Центре дошкольного образования Московской области 

Слайд 7. 

1.Все начинается с идеи. Инновационная деятельность любой дошкольной организации влечет за собой целую систему преобразований. В эту систему входят не только условия, какие мы должны создать для этих преобразований, но и определенным образом у педагогического коллектива должны произойти изменения в сознании. Это - нелегко, менять то, что нарабатывалось годами и поэтому не все педагоги имеют мотивацию к изменениям в деятельности. В связи с этим очень важно подготовить коллектив к инновационной деятельности. Как правило, находятся единомышленники, которые готовы повести за собой коллектив. Это и есть новаторы инновационных идей. Но таких специалистов единицы. А значит, необходимо проводить работу с коллективом, чтобы «зажечь» педагогов новой идеей и способствовать появлению у них желания преобразовать ДОО. При внедрении инноваций в образовательную деятельность меняется вся организация и этого невозможно избежать. Другими словами: инновация – это готовность коллектива к преобразованиям. 

Слайд 8.

2.Создание условий для реализации проекта. Не менее важным компонентом начала инновационной деятельности является создание условий. Каждый проект влечет за собой материальные затраты на реализацию проекта и это очень важный вопрос. Наша задача обеспечить не только материальные, но и активизировать наши интеллектуальные ресурсы.

  Слайд 9. 

3.Ресурсное обеспечение проекта позволяет просчитать степень рисков и эффективность реализации инновационного проекта. Ресурсное обеспечение предполагает описание материальной базы на сегодняшний день, ведь это «настоящий» проект, который уже или начал реализацию или готовится к ней в ближайшее время. А вот в рисках можно прописать все, что улучшит реализацию данного проекта и те факторы, которые мешают добиться максимально положительных результатов. 

Слайд 10. 

4.Очень важно обозначить ожидаемые результаты. Это решение поставленных задач. Сколько задач перед собой ставит организация, столько результатов она и должна достичь. 

Слайд 11. 

5.Перед началом реализации проекта необходимо просчитать возможные риски. Это те трудности и препятствия, которые мешают достижению цели. 

Слайд 12. 

6.Важным моментом реализации проекта является результативность и эффекты. Результат можно увидеть уже в образовательной деятельности: поэтому проведение мониторингов аналитики поможет регулировать инновационный процесс. 

Слайд 13. 

7.Критерии оценки результативности нововведения помогут инновационному проекту проанализировать ход проекта, его развитие и продвижение. 

Слайд 14. 

8.Структура проекта должна иметь определенные этапы как важные элементы проекта:1-й этап. Подготовительный (аналитический)2-й этап. Основной (организационный и содержательный)3-й этап. Рефлексивный (регулятивный) 

Слайд 15. 

9.Основные компоненты инновационного проекта:Анализ – Проблема (цель, задачи)Планирование проекта (основные направления)Организация (программа, модель, содержание проекта)Контроль (оценка результатов, критерии эффективности проекта, регулирование, коррекция) 

Слайд 16. 

10. Новизна проекта как основа для инновационной деятельности. Новизной проекта должна быть идея новообразования образовательной организации. Но это неисчерпывающий фактор новизны: 

усовершенствованная идея кого-то в новой трактовке; 

новые технологии применения уже созданной идеи кем-то;

полезность и интересные способы применения данной идеи другими организациями;механизмы развития идеи. 

 Слайд 16. 

11. Важные заметки: 

нужно создавать проекты такие, какие нужны организации, а не те, которые могут победить на «РИПах»; 

нетрадиционные технологии не могут быть использованы в работе вместо традиционных. нетрадиционные технологии должны идти после традиционных; 

в тексте проекта не допускаются ни грамматические ошибки, ни сокращения; 

приветствуются вариативные модели образовательной деятельности в ДОО, механизмы развития; 

при внедрении инноваций должно быть комфортно коллективу. Не должно быть плохо при инновационной деятельности; 

сложно спрогнозировать стратегию развития ДОО при ведении инновационной деятельности. План развития нуждается в постоянной корректировке; 

приветствуются публикации организации; 

видеоролик не оценивается экспертной комиссией. Это представление организации и ее проекта. Другими словами «Визитная карточка». Видеоролик не должен превышать 3-х минут (0,5 минуты сведения об организации, 2,5 минут – представление проекта). 

направление инновационного проекта и его краткое описание должны быть размещены на сайте организации вместе с видеороликом; 

участники конкурса должны быть зарегистрированы на сайте центра дошкольного образования Московской области.

 ttps://www.slideshare.net/OilkasOilkas/ss-73440278

 

Новые возможности учителя-логопеда через использование ИКТ

Автор: Копчукова Н.В.. учитель-логопед 

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. 

Большинство дошкольников, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, быстрая утомляемость. 

Для успешной коррекционной работы требуется многократное повторение речевого материала и поэтому занятия должны быть интересными и разнообразными. 

В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. И здесь нам на помощь приходят компьютерные технологии. 

Применение ИКТ на занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, а, следовательно, способствует повышению его самооценки. Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично, эффективно. 

Наиболее широкое применение в моей практике нашли компьютерные программы Мicrosoft Word, Мicrosoft Рaint, Мicrosoft РоwегРоint, Мicrosoft Publisher Windows Live. С их помощью я создаю презентации и игры, а также использую готовые мультимедиаресурсы. Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Специфику работы учителя-логопеда с родителями детей логопедической группы определяет потребность специалиста в активном привлечении родителей (особенно «занятых» родителей) к коррекционно-развивающей работе. С помощью телекоммуникации происходит общение с родителями по электронной почте, а также я использую сайт детского сада, где регулярно размещаю материалы: 

•на развитие мелкой моторики, 

•на формирование речевого дыхания, 

•на развитие артикуляционного аппарата, 

•на формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти 

•игры-презентации на автоматизацию поставленных звуков 

С помощью ИКТ создаю: 

•консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании), 

•электронные информационные рюкзачки (передача информации с помощью переносных накопителей: CD-диск или флеш-носитель). 

Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Для этого я на родительских собраниях регулярно сопровождаю свою речь мультимедийными презентациями, фотоотчётами логопедических мероприятий. Можно отметить, что выступления, сопровождающиеся данными материалами, воспринимаются легче и интереснее. 

А также, использую ИКТ во взаимодействии со специалистами и воспитателями детского сада 

•мастер – классы, 

•педсоветы 

Появилась возможность создания электронного портфолио педагога.Оформление всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса 

•рабочая программа 

•планирование 

•отчёты 

•конспекты 

•консультации и рекомендации для педагогов и родителей. 

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

ЗВУК И БУКВА «А» 

ООД в логопедической группе                                                                                Автор: Аксёнова Л.Н.

Цели: 

Коррекционно-образовательные: 

-закрепление навыка четкого произношения звука «а» 

-развитие фонематического восприятия 

-закрепление навыка деления слова на слоги 

-формирование грамматического строя речи 

-расширение словарного запаса 

-знакомство с буквой «а» 

Коррекционно-развивающие: 

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, 

-развитие мимических мышц лица 

-развитие внимания, памяти, мышления

 Коррекционно-воспитательные: 

-воспитание правильной позы во время письма, воспитание аккуратности, закрепление навыка правильно держать ручку 

Оборудование: наборы для звукового анализа, домики для определения места звука в слове, зеркала, доски, тетради, ручки, глобус, кукла, предметные картинки со звуком «А» 

 Ход занятия 

1.Оргмомент 

Встаньте те дети, чьи имена начинаются на звук «А» (Алеся, Алиса, Александр) Подойдите ко мне. Мы с вами будем наблюдать за детьми и определим, кто лучше всех показывает нужное состояние. 

2.Мимические упражнения 

Представьте, что вас угостили разными фруктами. Сначала мы пробуем лимон КИСЛО!! По выражению вашего лица мы должны догадаться, что он ооооочень кислый. Мы с ребятами внимательно смотрим и определяем, кому достался самый кислый лимон (Вызванные тоже выполняют мимические упражнения) 

Второй фрукт- абрикос. Какой он на вкус? Покажите удовольствие на лице 

Третий фрукт – апельсин . Почему у детей разное выражение лица? Какой у тебя апельсин, Даня? А у тебя , Дима? Покажите ваши ощущения. 

 3. Характеристика звука «А» по артикуляционным и акустическим признакамПосмотрите, какая замечательная кукла у нас в гостях. Ее зовут Ааааааанна. Повторим хором ее имя. Какой первый звук в имени ААААнна? Анна предлагает спеть этот звук. Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем «аааааааа» Длинная получается ниточка или короткая? Намотаем ниточку на клубок «ааааааа». Какой большой клубок получился!!  

-Что мы можем делать со звуком «А»? (петь, тянуть, кричать)  

-Скажите еще раз «аааааа» и посмотрите в зеркало. Как ведет себя рот? (широко раскрывается, становится круглым). Ворота из горлышка широко открыты, нет никаких преград для воздуха 

-Как называется звук «А»? Почему? А теперь мы всегда будем следить за «воротами», если они открыты, нет преграды, значит, звук гласный. Слово «гласный» произошло от слова «голос», значит, звук долгий, чистый – его можно петь, тянуть. 

4.Развитие слухового внимания 

Игра «Поймай звук» Дети хлопают, как слышат звук «А» в ряде звуков

5.Определение места звука в слове 

Дети «зажигают» нужное окошко, определяя место звука в слове 

6. Релаксация «Сильные-слабые» 

Представьте, что вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слыбые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, тело мягкое, вялое.   

7. Расширение словарного запаса. 

Игра «Путешественники» (по ходу занятия ведется словарная работа) 

Это глобус. Что такое глобус? Для чего он нужен? (это наша Земля в уменьшенном во много раз виде) Путешественники посещают разные страны и континенты, части света. Мы побываем в тех странах, которые начинаются со зв. «А». Вот Азия, Америка, Африка, Австралия. Это материки. А вот Англия, это страна. Она находится на севере. А вот Северный полюс. Здесь в океане можно встретить Айсберги.Что это? А на крайнем юге , на южном полюсе холодно или жарко? Это южный полюс холода, Антарктида. 

-Кто запомнил названия на звук «А»? Повторите их для всех детей. 

 8. Деление слов на слоги. 

(Дети прохлопывают слова и выкладывают слоговые схемы и выкладывают красными фишками место зв. «А») 

А-ме-ри-ка Аф-ри-ка А-зи-я 

9. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа (по картинкам)

 

11. Знакомство с буквой «А» 

Вот 2 столба наискосок,А между ними – поясокТы букву эту знаешь? А?Перед тобою буква «А»1

2. Выкладывание Буквы «А» 

А) из палочек 

Б) из трех пальчиков 

13.Печатанье буквы «А» заглавной и строчной. 

14. Итог. 

 

ОДЕЖДА.                        

ООД в логопедической группе                                                                                       Автор: Аксёнова Л.Н. 

Цели: 

Коррекционно-образовательные: 

-обобщение, расширение и обогащение словаря по теме-словообразование 

-практическое усвоение употребления глаголов «надевать», «одевать» 

-развитие связной речи 

-решение проблемы 

Коррекционно-развивающие: 

-развитие речевого дыхания 

-развитие общей и артикуляционной моторики 

-развитие внимания, памяти, мышления 

Коррекционно-воспитательные: 

Расширять кругозор детей 

Оборудование: 

предметные картинки по теме, схема для описания, фишки,одежда для каждого ребенка, кукла на каждом столе 

Ход занятия 

1. Оргмомент. 

Развитие речевого дыхания: 

Руки детей – на груди и животе, вдох- носом, выдох- ртом: 

Вдох - выдох : ОУ________ 

Вдох - выдох: ОУ_______________ 

Вдох - выдох : ОУ____________________________ 

2. Решение проблемы:(словообразование)Ткани делают из ниток на ткацкой фабрике. 

Какая нитка- такая и ткань: 

  • Нить из капрона – ткань – 
  • Нить из шелка- ткань- 
  • Нить из шерсти- ткань- 
  • Нить из хлопка- ткань- 
  • Нить из синтетики- ткань- 
  • Нить из вискозы- ткань- 

3. Расширение и обогащение словаря -Кто шьет одежду? Где? Кто работает на швейных фабриках по пошиву одежды? (модельеры, швеи) Что делают модельеры? Швеи? 

 

Какое платье мама сшила дочке? 

5. Развитие связной речи 

А) Составление описательных рассказов по схеме 

Б)Игра «Отгадай по описанию» 

6. Практическое усвоение употребления глаголов «надевать», «одевать»На столах – куклы, одежда детей (На себя, на кого-то надеваю , кого-то одеваю)Дети производят действия и комментируют 

 7.Итог 




ОСЕНЬ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.

ООД для детей логопедической группы                                             Автор: Аксёнова Л.Н.

Цели: 

Коррекционно-образовательные: 

-обобщение и систематизация знаний детей об осени 

-развитие связной речи 

-выделение главной мысли рассказа  

-обучение давать название рассказу 

-решение проблемы 

Коррекционно-развивающие: 

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики 

-развитие мимических мышц лица-развитие внимания, памяти, мышления 

Коррекционно-воспитательные: 

-расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение и любовь к природе

Оборудование: 

Картина « Спячка ежа», картинно-графический план, фигурки для поощрения ответов детей, текст стихотворения Е.Трутневой «Осень»Ход занятия 1.ОргмоментЧтение стихотворения: 

 

  • Стало вдруг светлее вдвое 

  • Двор как в солнечных лучах
  • -Это платье золотое 
  • У березы на плечах 
  • Утром мы во двор идем 
  • Листья сыплются дождем 
  • Под ногами шелестят 
  • И летят, летят, летят 
  •  Пролетают паутинки 
  • С паучками в серединке 
  • И высоко от земли 
  • Пролетают журавли 
  •  Все летит! Должно быть это 
  •  Пролетает наше лето 

-О каком времени года говорится в стихотворении? 

-Как вы догадались? 

-После какого времени года наступает осень? 

-Почему «Стало вдруг светлее вдвое» 

-Объясните выражение : «Листья сыплются дождем» 

-Как можно сказать по-другому (Осыпаются, опадают, летят, кружатся, падают, ложатся…) 

-О какой осени рассказывается в этом стихотворении? 

-Объясните выражение «Золотая осень» 

-Когда бывает золотая осень? Какая это осень? (ранняя) 

-Какая погода бывает осенью? (переменчивая) 

3.Развитие мышления, внимания, уточнение значения слов 

Загадка: 

  • Кто в листве шуршит, пыхтит 
  • Лечь клубочком норовит 
  • Черным носиком подышит 
  • А опасность не услышит 
  • Он свернется и уснет 
  • До весны под снег уйдет  

- Кто это? 

- Как вы понимаете значение слов: 

  •  шуршит 
  •  Норовит 

-Как вы догадались, что это ежик? 

4. Выставляется картина 

-Что вы видите на картине? 

-Какой общий фон картины (светлый, темный, яркий, приглушенный, блеклый?) 

-Нравится ли вам картина? Почему? 

-Какие краски использовал художник? Почему?

-Кого мы видим на первом плане? Что они делают? Почему?Что разбросано вокруг ежиков? Откуда? 

-Где лежат ежи? -Хорошо ли видно ежей? Почему? 

-Что мы видим на заднем плане картины?  

-Откуда так много луж? 

-Можно ли сказать, что лес стоит прозрачный? Почему? 

-Кого вы видите на дереве? Как вы думаете, в лесу тихо или шумно? 

-Почему тихо? Куда делись остальные птицы? Почему не улетел дятел? 

-Какая погода в этом лесу? Холодно или тепло? Как догадались? (На некоторых участках лежит снег) 

 

6. «Добавь словечко»- вариант рассказа логопеда 

Я буду рассказывать, а вы мне помогайте 

Наступила осень. Погода стояла солнечная ….(Ясная, погожая), но холодная, потому что в некоторых местах уже лежит …. Листья с деревьев….(облетают, падают). На земле лежит пестрый ковер из ярких осенних. Лес стоит тихий и прозрачный. Только слышен стук дятла. Да вот и он сам: сидит на березе и долбит по стволу. Под большим старым пнем лежат…. Они свернулись клубочками и засыпают. Так ежики впадают в зимнюю …. Скоро из совсем накроют листья, потом завалит снегом и будут ежи так спать до… 

7. Называем рассказ- О чем наш рассказ? Что главное в рассказе? Без чего (кого) рассказ был бы другим? 

- Варианты названия детей 

8.Пересказ детьми. 

9.Решение проблемы 

10.Итог. 

 

НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ                                   (дисграфия и дислексия)                                                                                               автор: Аксёнова Л.Н.

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или

распадом) определенных психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется в стойких, повторяющихся, типичных ошибках на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. 

Дислексия – это также частичное стойкое расстройство процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций проявляющееся в повторяющищся ошибках стойкого характера., является специфической разновидностью нарушений в обучении.. Исследователи считают, что дислексия часто носит генетический характер, а также является следствием незрелости клеток коры головного мозга лобной и височной долей КГМ. 

В настоящее время дисграфия и дислексия являются самой распространенной формой речевой патологии у учащихся начальных классов. По данным Парамоновой Л.Г. количество детей с дисграфией в младших классах в младших классах массовой школы достигает 30%. 

Нарушения формирования письма и чтения препятствует успешности обучения , эффективности школьной адаптаии, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.

Дисграфия и дислексия у детей с нормальным интеллектом могут вызвать различные отклонения в формировании личности, определенные психические проблемы. 

Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией , особенно при усвоении сложных орфографических правил. 

Дисграфия и дислексия могут сопровождаться неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности , восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.) В этих случаях дисграфия и дислексия не являются ведущим нарушениями, а включаются в симптоматику основного психического нарушения. (н-р, при уственной отсталости, аутизме , ЗПР и т.д.) 

Каковы же причины таких расстройств как дисграфия и дислексия? 

Большинство авторов, изучавших этиологию этих расстройств , отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. , и частично объясняются воздействием биологических и социальных факторов. 

 Дисграфия и дислексия могут быть обусловлены органическими причинами, такими как, например, повреждения зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (при афазии, алалии, дизартрии) . Или функциональными расстройствами, которые могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие в семье, невнимание к ребенку со стороны взрослых, недостаток речевого общения), факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения и письма. 

Таким образом, в этиологии нарушений письма и чтения участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка »детских инфекций, травмы головы и т. д.) 

 Очень часто дислексии и дисграфии являются следствием общего недоразвития речи и задержки психического развития. Не прошедший коррекцию со специалистом, ребенок , страдающий ОНР(или системным недоразвитием речи при ЗПР), по достижении школьного возраста, привнесет в письменную речь проблемы устной речи, т. е. : 

- нарушение звукопроизношения и проблемы фонематического слуха выльется в замены и пропуск букв на письме 

-нарушения слоговой структуры слова – в пропуски, перестановки звуков и слогов 

-недоразвитие грамматического строя и связной речи будет проявляться в стойких аграмматизмах, невозможности сохранения целостности слова , затруднениях в выделении границ предложения 

- нарушение пространственной ориентации и зрительного гнозиса может привести к зеркальному письму, несоблюдению строки и т п. 

-нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза в неспособность последовательно написать слово. 

А так как ОНР может протекать без нарушения звукопроизношения и видимых нарушений фонематического слуха, то в группу риска попадает гораздо большее число детей, чем имеющих официальный речевой диагноз ОНР.

Различают следующие виды дисграфии: 

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 

-замены и смешение букв при чтении (замены и смешения фонетически близких звуков: звонкие-глухие, звуков, близких по месту образования , н-р: Ш-Щ, способу образования: С-Ш и т п) 

-побуквенное чтение- нарушение слияния звуков вслоги и слова 

-искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски согласных при стечении, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, добавление лишних звуков), перестановка букв при чтении, пропуски, перестановки слогов 

-нарушение понимания прочитанного на уровне слова и предложения .Эта группа нарушений чтения наблюдается при отсутствии расстройств техники чтения 

-аграмматизмы при чтении- отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменение окончаний глагола и т. п.  

В связи с этим выделяют следующие формы дислексии: 

Фонематическая (Акустическая) - плохая связь звука и буквы, дети в процессе чтения путают их , при чтении слов затрудняются сливать звуки в слоги и слова и плохо узнают слоги и слова «в лицо», неумение определять количество, последовательность и место звука в слове. 

 Оптическая заключается в неузнавании букв , т е буквы не осознаются как графемыСемантическая дислексия- проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста. Эта проблема наблюдается пр технически правильном чтении , т е слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Это бывает, как правило, при послоговом чтении. Дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос по тексту. Иногда это нарушение сопутствует и синтетическому чтению (т е целыми словами, но гораздо реже).

 Аграмматическая дислексия- обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений : т е неправильное согласование существительного и местоимения в роде, числе, падеже( из-под листьях, у товарищах, интересное сказка и т п), изменение числа местоимения (все-весь), изменение окончаний лаголов, замены приставок, суффиксов. 

Итак, в связи с тем, что дисграфия и дислексия сложные системные нарушения речи, профилактика и коррекция данных нарушений должна осуществляться специалистами - логопедами и дефектологами , в зависимости от ведущего нарушения у ребенка.  

 

Педагогический калейдоскоп

Доклад "Роль фольклора в процессе формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств"

 Автор: Иващенко И.Г.

­­       В детском саду «Родничок» педагогический процесс осуществляется реализацией программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Она предусматривает воспитание у дошкольников интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.  

      Параллельно с воспитанием общих музыкальных способностей, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, я работаю по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора. Основой стала программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» М.Д. Маханевой, О.Л. Князевой, а также методика Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей» и методика Г.П. Федоровой «На золотом крыльце сидели». Эти методики предусматривают возрастные особенности детей и знакомят дошкольников не только с музыкальным фольклором, но и дают начальные знания по народоведению, что способствует формированию миропонимания. 

      В дошкольном возрасте ребенок активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни. Она способна воплотить в себе дух той эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Не секрет, что Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка. 

       Цель моей работы в этом направлении: привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах. Исходя из этого, в работе можно определить следующие задачи: 

дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; 

познакомить с разнообразными формами детского музыкального фольклора; 

привить бережное отношение к культурным традициям своего народа; 

осуществить нравственно-эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка; 

на фольклорной основе формировать, развивать исполнительские и творческие навыки, умения детей. 

Свою работу я условно разделяю на несколько направлений

слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных; 

знакомство с музыкальными играми и хороводами, плясками; 

знакомство с народными музыкальными инструментами; 

знакомство с традициями и обрядами русского народа. 

Содержание работы: 

народный календарь; 

народный костюм; 

русские народные игры; 

быт; 

устное народное творчество; 

декоративно-прикладное искусство. 

     Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, интересно. Поэтому стараюсь как можно больше расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, включая в работу интересные народные потешки, поговорки, дразнилки, считалки; изготавливаю необходимые атрибуты, подбираю русские костюмы. То есть планирую свою работу такк, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня. 

    Работу по приобщению к истокам русской народной культуры начинаю с детьми младшего возраста и веду на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях с использованием фольклора является слушание – восприятие, игры и песни. Замечу, что большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. И вот эти первые впечатления нужно закреплять и расширять, давать понятные и близкие ребенку народные песни, потешки, попевки, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом русского народа. Этот песенный материал несложен и по образности «Зайка», «Петушок», «Дождик», и по мелодическому, и ритмическому строю легко усваивается детьми. 

   Особенно много радости доставляют детям игры со сказочными персонажами. В группах имеется большой выбор кукол театра би-ба-бо. 

   Большую роль уделяю играм, так как игра является основным видом деятельности детей. через нее познается мир. Учу пользоваться считалками. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр. Многие скороговорки используются как упражнения на дикцию, например: «В печурке – три чурки, три гуся, три утки». 

    Важное место в русском народном творчестве занимает игра на русских народных инструментах (ложки, трещотки, бубенцы, коробочки и т.д.). Игру на этих инструментах дети осваивают с большой охотой. Оркестр народных инструментов часто включаю в программы утренников. 

    В своей работе использую русские народные костюмы, отдельные элементы русских костюмов (платочки, кокошники). 

    В программу праздничного утренника включаю фольклорнный материал обрядового представления с играми, хороводами, песнями, загадками и т.д. 

    Таким образом, все праздники года можно провести на основе фольклорного материала. Успешной работе в данной деятельности способствует тесная связь со всеми педагогами ДОУ, а также сотрудничество с родителями. Такая совместная работа дает ощутимые результаты: дети получают последовательные знания, лучше адаптируются в различных условиях, у них повышается самооценка, интерес к музыке, обогащается словарный запас. Они становятся активнее, эмоциональнее, что способствует воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, дружба, трудолюбие, любовь к Родине. 

 ТОЛЬКО ДУХОВНОСТЬ И КРАСОТА СПОСОБНЫ ВЫВЕСТИ ЛЮДЕЙ К СВЕТУ, К БУДУЩЕМУ!   

"Волшебные клубочки"

мастер-класс по изготовлению народной игрушки из шерстяных никток

Автор: воспитатель логопедической группы Побот М.П.

Цель: изготовление народной куклы из шерстяных ниток. 

Задачи:

Образовательные: 

1.Дать представление о техниках: «Ниточный ковёр», «Ниткопись». 

2.Познакомить с этапами изготовления народной куклы «Мартинички». 

Развивающие: 

1.Развивать творческие возможности, способности родителей и детей. 

2.Развивать мелкую моторику.3.Развивать художественно-эстетический вкус. 

Воспитательные: 

1.Вызвать положительные эмоции у детей и родителей к творческой деятельности и ее результатам. 

2.Воспитывать культуру речи. 

3.Воспитывать аккуратность в работе. 

Здоровьесберегающие технологии: 

1.Физкультминутка «Буратино». 

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики». 

Оборудование и материалы:

- разноцветные моточки шерстяной пряжи «Пехорка»; 

- ножницы; 

- заготовки – шаблоны из картона;

- мультимедийная презентация слайдов из ниток; 

- подносики; 

- образцы кукол; 

- диск с записями детских песен; 

- распечатки пальчиковой гимнастики. 

Предварительная работа: 

- беседы; 

- рассматривание альбомов декоративно-прикладного творчества; 

- наматывание и сматывание ниток детьми. 

Работа с родителями– одно из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация конкурсов, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей, способствует налаживанию доверительных отношений между детским садом и семьей, а так же открывают возможности для родителей участвовать в образовательном процессе. 

 Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка и приучает его сотрудничать. 

 Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. 

Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное времяпрепровождение. Меня очень заинтересовала и увлекла работа с шерстяными нитками, которой я захотела поделиться с родителями и детьми. 

 

Содержание мастер-класса. 

Воспитатель: 

- Дети! Сегодня у нас праздник! Смотрите, сколько гостей пришло к нам! Давайте посмотрим на своих любимых мам, бабушек, улыбнёмся им – это означает, что мы их очень рады видеть! 

Воспитатель: 

 - Предлагаю детям обратить внимание на подносики и ответить на вопросы: 

- Что лежит на подносиках? 

- Какая пряжа на ощупь? 

- Из чего сделаны нитки для вязания? 

- Для чего они нужны? Что из ниток можно сделать, изготовить? 

 Дети отвечают на вопросы. 

- Показываю слайды поделок, выполненных техниками: «Ниточный ковёр», «Ниткопись». 

- Даю рекомендации родителям о полезности совместных занятий с детьми данным видом рукоделия. 

- Демонстрирую образцы кукол «Мартиничек», («девочку» и «мальчика»). 

- Сопровождаю рассказом из истории кукол (Приложение). 

Физкультминутка: 

«Буратино».Буратино потянулся,Раз нагнулся, два нагнулся,Руки в стороны развёл,Ключик, видно, не нашёл.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Дети декламируют стихотворение, выполняя движение).Воспитатель: - Предлагаю родителям сделать лёгкий массаж ногтевых фаланг детей.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики». 

 Мы с ребёнком (имя) играем, - (5) 

Пальцы все перебираем, - (4)

Этот пальчик всех длинней – (3) 

Этот пальчик всех умней – (2) 

Этот пальчик всех короче – (1) 

Этот стать побольше хочет – (1) 

Этот знает все игрушки – (2) 

Этот ушки на макушке – (3) 

 Этот прячется в тенёк – (4) 

Этот маленький сынок – (5)(взрослый разминает подушечки пальцев, (ногтевые фаланги). 

Большой палец взрослого ставится подушечкой на ноготь ребёнка, «перебирается» между большим и указательным пальцем взрослого. 

Ход продуктивной деятельности. 

Звучит музыка. 

 1.Подготовка «туловища».На шаблон по длине наматываем 50 витков пряжи, аккуратно и плотно. 

 2.Затем кусок пряжи, (20 см), отрезаем (можно взять у соседей другого цвета). Продеть под пряжу по сгибу шаблона и завязать на бантик, стягивая пучок. 

 3.С противоположной стороны по сгибу разрезать, пряжу снять с шаблона. 

4.Выделяем «голову». Выдёргиваем ниточку из пучка и отступив примерно 4 см от бантика стягиваем пучок на узел. Остаток ниток не отрезаем, а укладываем по длине в пучок. 

5.Подготовка «рук».На шаблоне поперёк наматываем 20 витков пряжи, (пряжу желательно взять другого оттенка). Нить обрезать. Под сгибом шаблона с 2-х сторон пучок разрезать. Отделить две нити и отступив по 1 см от краёв пучка, выделить «ладошки», связать пучок на узел с 2-х сторон.6.Сборка куклы «девочки».Большой пучок делим на две равные части и укладываем маленький пучок «руки», плотно прижимая его к «голове», затем перевязываем кусочком пряжи на талии. Неровности внизу юбочки подровнять ножницами. 7.У «мальчика» внизу разделить пучок на 2 равные части или сплести в две косички, (2 штанины), перевязав внизу на узел, отступив 1 см. 

Воспитатель: 

- Посмотрите внимательно, какими дополнительно элементами можно украсить вашу куклы, (фартук, волосы…), добавьте творчества.Кукла готова, я вас поздравляю!Для многих ребят – это первая, сделанная вместе с мамой кукла!Пусть она станет для вас, ребята,Другом, самой дорогой и бесценной игрушкой.Воспитатель: - Спасибо за участие в нашем мастер-классе. 

Приложение.Из истории кукол.Кукла своей историей уходит в глубокую древность.Древние русские куклы-игрушки, тогда их называли «потешками», были в обиходе у восточно - славянских племён ещё в IX веке.Предполагается, что основой для изготовления традиционных крестьянских кукол был пучок соломы, перевязанный жгутом. 

Очевидно, первые игрушки родились прямо в поле, в страду, куда матери вынуждены были брать своих маленьких детей.Сложенный пополам пучок соломы напоминал голову, а расходящиеся вниз соломины – сарафан.Вставленный перпендикулярно туловищу второй пучок соломы – руки. Соломенные игрушки – куклы являются прародителями нитяных игрушек, так как солома и нитки очень похожи!Куклам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. 

Дом без куклы считался бездуховным.Если же дети в доме много играли – это было главным признаком семейного благополучия.Кукла – это не только игрушка. Кукла служила и обрядовым символом.Обрядами «заклинания» Весны начинался цикл весенне – летних праздников в славянской деревне. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «Мартиничками», и вязали их парами: 

- из белых ниток – символ уходящей Зимы; 

- из красных ниток – символ Весны, жаркого солнца.Такие пары кукол развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал весенний ветер. 

- Изготовить такую куклу не сложно, но очень увлекательно. 

- И как приятно смотреть на игрушку, которая еще несколько минут назад была просто нитками. 

- Всем известно самые любимые, добрые игрушки – это игрушки, изготовленные своими руками.  


Логопедическая сказка "Трудолюбивая божья коровка"

Комплекс упражнений для отработки звуков "Ш" , "Ж", "Щ", "Ч

Учитель-логопед Копчукова Н.В.  

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться. 

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они. 

- Да ты просто красный жук, - вторили другие. 

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы-глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. 

«Улыбочка»- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. 

«Непослушный язычок».И он стал ровным, как лопаточка. 

«Лопатка»Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой.

«Чашечка»и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом. 

«Бублик»и снова за работу. На картинках она увидела лошадку, 

«Лошадка»веселого маляра, 

«Маляр».грибок 

«Грибок»и даже гармошку. 

«Гармошка»Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. 

- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко. 

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем.

«Вкусное варенье»и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. 

«Грибок»А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике. 

«Парашютик»Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть. 

 

«Осень в гости к нам пришла». 

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности в старшей группе 

Образовательная область «Познавательное развитие» 

Автор: воспитатель Шиканова Е.Н.

 

Цель: расширение и уточнение представления детей об осенних изменениях в природе. 

Задачи: 

Образовательные: 

- закреплять знания детей о признаках осени; 

- закреплять умение отгадывать загадки об осени. 

Развивающие: 

- развивать диалогическую речь, умение высказываться, отвечать на вопросы; 

- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, любознательность; 

- развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности. 

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе, желание оберегать её;

- формировать доброжелательное отношение к сверстникам. 

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», 

«Речевое развитие», 

«Социально-коммуникативное», 

«Художественно-эстетическое развитие». 

Индивидуальная работа: активизировать Витю Р., упражнять Арину М. в умении высказываться, отвечать на вопросы. 

 Оборудование и материалы: 

- мольберты;

- картинки с изображением птиц; 

- альбомные листы для рисования; 

- цветные карандаши; - конверт с загадками;  

- трафареты «Листья деревьев»; 

- корзинка; фрукты. 

Предварительная работа: 

- наблюдения;  

- рассматривание картин, иллюстраций с изображением осени; 

- чтение художественной литературы об осени; 

- рисование осенних листьев. 

Содержание организованной образовательной деятельности. 

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. 

Дети: - Здравствуйте! 

Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста, на свои места.Сегодня у нас не обычное занятие, а сказочное, так как к нам придёт красивая гостья. А кто это, вы должны догадаться с помощью моей подсказки). 

Читает стихотворение: 

Птицы стаями летят, 

Грустно, дождь и листопад, 

Ветер тучи в небе носит 

Потому что это…… Дети: - Осень. 

Под музыку Д. Кабалевского «Осенняя песня» в зал входит Осень. 

Осень: - Кто меня вспоминал? Вот и я, Осень! Здравствуйте, ребята! Дети здороваются. Очень я хотела услышать, что же вы обо мне знаете?Воспитатель: - Что ж, Осень, проходи, у ребят погости. Всё, что знаем о тебе, расскажем. Спрашивай, что ты хотела бы знать?

Осень: - Скажите мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете?Дети: - Первый месяц сентябрь – это начало осени. Второй месяц октябрь – это середина осени. Третий месяц ноябрь – конец осени. 

Осень: - Правильно. 

Воспитатель: - Послушай, Осень, стихотворение, которое для тебя приготовили дети. Дети читают стихотворение Натали Самоний «Листопадная примета»

Листик жёлтый, листик алый, 

Листик рыже-золотой... 

День короче мал-помалу 

– Скоро встретимся с зимой. 

Лист зелёный, лист бордовый, 

Лист коричневый кружит... 

Лишь осыпется вишнёвый 

– Вмиг мороз наворожит: 

Станут лужи, как гранит. 

Воспитатель: - О чём говорится в стихотворении? 

Дети: - Об осени. 

Воспитатель: - По каким приметам вы догадались, что это осень? 

Дети: - Деревья «разноцветные», листья осыпаются, стали дни холоднее, день короче, а ночь длиннее, по утрам замерзают лужи и т.д. 

Воспитатель: - Какие приметы осени вы ещё знаете? 

Дети: - Собирают урожай, звери готовятся к зимней спячке, дети надевают тёплые куртки и вязаные шапочки, идёт дождь, небо серое и т.д. 

Воспитатель: - А почему природа изменяет свой цвет именно осенью? 

Дети: - Мало света, тепла. 

Осень: - А что вам больше всего нравится в осени? 

Дети: - Листопад! 

Осень: - Осень начинается, листья осыпаются. Их весёлый хоровод ветер кружит и несёт.Всё засыпано листвой: жёлтой, красной, золотой. 

Воспитатель: - Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они. Возьмите красивые листья. Под музыку Ю. Слонова «Осенние листья» дети кружатся по залу. 

Воспитатель: - Какие изменения происходят в жизни птиц? 

Дети: - Птицы улетают в тёплые края. 

Воспитатель: - Как этих птиц мы называем? 

Дети: - Перелётные.На картинках изображения птиц: дятла, вороны, лебедя, сороки.Воспитатель играет с детьми в игру «Четвёртый лишний»

Воспитатель: - Узнайте и назовите лишнюю птицу. 

Дети: - Сорока, ворона, дятел – зимующие птицы, а лебедь –перелётная. 

Воспитатель: - Молодцы, правильно. Картинка с изображением лебедя убирается. 

Воспитатель: - Одну из этих трёх птиц называют врачом. Какая это птица? 

Дети: - Дятел – врач. 

Воспитатель: - Почему дятла называют врачам? 

Дети: - Потому что он лечит деревья. 

Воспитатель: - Каким способом дятел лечит деревья? Как вы думаете, ребята? 

Дети: - Клювом достаёт вредных насекомых. 

Воспитатель: - Правильно, ребята. 

Осень: - А знаете ли вы, какими вкусными щедрыми дарами я богата? 

Воспитатель: - Конечно Осень, дети знают, что в твоём царстве очень разные дары есть. Это овощи и фрукты, ягоды и грибы. 

Осень: - Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете, загадаю вам загадки, сумейте их отгадать. Загадывает загадки.Летом в огороде свежие, зелёные.А зимой в бочонке крепкие, солёные. (Огурцы).Сидит Ермошка на одной ножке.На нём сто одёжек и все без застёжек. (Вилок капусты).Растёт она в земле, известна в целом мире.Частенько на столе красуется в мундире. (Картошка).А какие ещё знаете овощи? 

Дети: - Морковь, помидор, репа, тыква, редиска, лук, свёкла, чеснок, горох, баклажаны и др. 

Осень: - Слушайте ещё одну загадку.Само с кулачок, красный бочок.Погладишь – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко).Висит шарик с бугоркомА внутри он с сахарком. (Груша).Назовите ещё те фрукты, которые вы знаете. 

Дети: - Слива, дыня, апельсин, киви. 

Осень:Я красна, я кисла,На болоте я росла.Дозревала под снежком.Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква).Ягодка – не сладость,Зато глазам – радость.И садам утешенье,И птицам угощение. (Рябина).Какие ягоды можете ещё назвать? 

Дети: - Голубика, черника, малина, брусника, морошка. 

Осень:Стоит Лукашка - белая рубашка.А шляпка надета шоколадного цвета. (Белый гриб).Растут на опушке рыжие подружки,А зовут их… (Волнушки).Какие ещё грибы растут у меня в лесу? 

Дети: - Подберёзовик, сыроежки, маслёнок, мухомор, подосиновик. 

Воспитатель: - Осень, ребята хотят подготовить тебе подарки.Дети рисуют по трафарету осенние листья, затем вырезают и раскрашивают цветными карандашами. Складывают осенние листья в корзинку. «Осень» благодарит детей и угощает фруктами, затем прощается и уходит.Воспитатель подводит итог занятия.  

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» 

Автор: учитель-логопед Копчукова Н.В. 

Цели:

Познакомиться с детьми; рассказать об органах артикуляции; развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием,

ритмической стороной речи. 

Оборудование: речевые палочки, демонстрационные карточки, изображающие органы артикуляции, пособие «Домик звуков», демонстрационные (раздаточные) карточки с изображениями букв и «песенок» гласных звуков, массажные ежики, магнитофон. 

Ход занятия: 

1. Приветствие. 

Логопед: Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Выполнение движений по тексту стихотворения.)Доброе утро! Птицы запели!Добрые люди, вставайте с постели.Вся темнота расползлась по углам,Солнце встает и идет по домам.Доброе утро и солнцу, и птицам.Доброе утро улыбчивым лицам!Улыбнитесь мне, как клоуны в цирке. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так, как вас называет мама. (Дети называют свои имена, садятся на стулья, стоящие перед логопедом полукругом.) 

2. Сообщение темы занятияи правил поведения во время занятий. 

3. Пальчиковая гимнастика «Пальцы — дружная семья».

Логопед: Чтобы четко говорить,Надо с пальцами дружить. 

Товар

4. Беседа об органах артикуляции.

• Загадать детям загадки про губы, зубы, язык. 

 Например: «Если б не было его, не сказал бы ничего». (Язык.) Похвалить детей за смекалку. 

• Работа с «речевыми палочками». Дети по заданию показывают палочкой верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, небо. Сначала это делается с использованием зеркала, а потом и без него. 

• Артикуляционные упражнения. «Окошечко», «Заборчик», «Труба», «Месим тесто», «Блинчик». 

 5. Динамическая пауза. 

• Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Называть поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо...) Дети показывают пальчиком на те же предметы. Затем начатьт путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Детям надо быть внимательными и не ошибаться. 

• Игра «Любопытная Варвара» (на пространственную ориентировку). 

Товар

6. Массаж пальцев рук. 

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит

мешок с иголками. (Ежик.) 

• «Ежиковый массаж» (массажными мячиками-ежиками). Проводится после отгадывания загадки. 

Товар

7. Работа над просодикой. 

• Упражнение «Назови свое имя». Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом-удивлением. Затем предлагается детям произнести свои имена с соответствующей интонацией.

• Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Читается стихотворение, поочередно демонстрируется детям карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку. 

Товар

 8. Ритмическая игра «Дятел» 

 Читается стихотворение:Дятел дерево долбит,Эхо точно повторит.Затем отстукивает любой ритмический рисунок (не более 5 ударов), а дети повторяют его. 

 Подведение итогов занятия. Прощание. 

Товар

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Фрукты». 

Образовательная область«Познавательное развитие» 

Составила воспитатель Шиканова Е.Н. 

Актуальность проекта: 

Принимая участия, дети знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит дошкольников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

 Цель: формировать у детей интерес к знаниям о фруктах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество. 

Задачи:- показать им разнообразие фруктов;- закрепить знания загадками;- развивать чувство коллективизма;- закрепить представления детей приготовлением компота; 

Участники: дети 5-6 лет. 

Используемые технические средства: презентация PowerPoint; проектор; интерактивная доска;

Время: проект готовила 1 час; 

Показ проекта составило 20 минут

Предварительная работа:- рассматривание иллюстраций фруктов;- чтение стихов о фруктах;- сюжетно - ролевая игра Палатка с фруктами» 

Материалы: презентация, фрукты, муляжи, заготовки для аппликации (банки, яблоки, сахар), клей, салфетки. 

Ход занятия. 

Воспитатель показывает Слайд 2 с изображением корзины с фруктами и предлагает детям рассмотреть. Ребята на картине нарисована корзина. Что вы видите в ней? 

Товар

Дети перечисляют (банан, яблоки, груша, хурма, апельсин). 

Слайд 3, воспитатель: правильно, одним словом это фрукты.Фрукты растут на грядках, деревья, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и пропалывать сорняки. Давайте посмотрим, какие фрукты у нас сегодня есть? 

 

Товар

Ребята смотрят на картинкиСлайд 4 Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про фрукты, вы слушайте внимательно и отгадывайте. Сладок он, но толстокож , И чуть-чуть на серп похож. (Банан)  

Товар

Слайд 5 ,воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем. Посчитайте сколько здесь фруктов?(3 фрукта, остальные ягоды) 

Товар

Слайд 6,7 Воспитатель, а теперь ребята послушайте веселые стихи. 

 

Товар
Товар

Воспитатель, а чтобы мы смогли кушать фрукты зимой и получать витамины нам их надо законсервировать. А это значит сварить варенье, или сделать компот. Мы ребята научимся делать компот из яблок (слайд 8). 

Товар

Для этого нам понадобиться:1.Яблоки2.Сахар3.Вода 

 Воспитатель: Теперь осталось это все смешать, сварить и наш компот будет готов. (Слайд 9) 

Товар
Товар

Воспитатель:

Яблоко - чудесный фрукт 

 Я расту и там и тут 

Полосатое, цветное 

Свежее и наливное

Сок мой тоже всем полезен, 

Помогает от болезней 

Вывод: В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы: 

1.Повысился уровень знаний детей по данной теме; 

2.Владеют обобщающим понятием; 

3. Находят сходства и различия по нескольким признакам; 

4.Составляют описательный рассказ о фрукте с использованием опорной схемы; 

5. Знать, как растут фрукты, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора фруктов, что можно приготовить из них, как заготавливают фрукты на зиму.

Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми.